ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной
деятельности.
Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.
Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым - сюжет и роль.
Главная цель любой дидактической игры – обучающая, поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения.
Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение.
Для детей раннего возраста игра является – формой обучения.
На втором и третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей жизни. Удовлетворение познавательных интересов третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетания дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определенной программой знаний, умений, навыков. На занятиях лучше, чем в игре формируются произвольное внимание, умение наблюдать и видеть слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.
В старшей и подготовительной к школе группах непосредственное обучение на занятиях так же связано с обучением в дидактических играх, но соотношения их особенно в подготовительной группе изменяется, главным становится обучение на занятиях.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное
сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками т.д. К наглядности относятся: предметы, которыми играют дети, картинки, изображающие предметы и действия с ними, наглядный показ и пояснения словами игровых действий и выполняемые игровых правил.
Игры с предметами дают возможность решать воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение т.д.), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества т.д.), воспитывать произвольность поведения, памяти внимания.
Настольно – печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, развивать мыслительные процессы.
При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению их словаря, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения, обучающий задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Обычно такие игры проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные воздействия на дошкольников. Например, вступая в качестве прямого участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживая их инициативу, сопереживет с ними радость игры. Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшой успешностью выполнения ими игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональном переживанием.
В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре. Этому же служат и считалки, с помощью которых дети настраиваются на игру, выбирают водящего, учатся быть справедливыми.
Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: “ В следующий раз будем играть еще лучше”.
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра вступает, прежде всего, самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководство ею. Необходимо создавать условия для игр, подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал, чтобы дети могли свободно ими пользоваться. Учить детей бережно обращаться с ними.
Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия, а в группах раннего возраста - основной формой обучения. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.
Игра может чередоваться с занятием, когда это необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях.
Дидактическая игра имеет глубокое воспитательное влияние. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Дидактические игры способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива… Игры создают возможность формирования положительных черт личности: честности, правдивости…
Дидактические игры содействуют также развитию инициативы.