Гостевая книга

Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения

В реализации концепции личностно-ориентированного подхода к воспитанию особое внимание необходимо уделять формированию эффективных механизмов рациональной, социально приемлемой адаптации личности ребенка к условиям среды.
Особую важность данная задача приобретает при работе с детьми с ограниченными возможностями. Центральная роль речи в формировании способности ребенка к осознанию своих желаний и действий подчеркивалась еще Л.С.Выготским. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления актуальной, воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени. Благодаря этому возможны «действия в будущем», т. е. планирование своего поведения и саморегуляция. Речь выступает как фактор, мобилизирующий опыт ребенка. Поэтому различные речевые нарушения, особенно в раннем возрасте, могут провоцировать возникновение поведенческих нарушений, что, в свою очередь, может способствовать формированию неблагоприятных, дезадаптивных черт характера.
Следовательно, возрастает роль разработки эффективных коррекционных мер по устранению речевых дефектов у детей разных возрастов.


           Подходы к коррекции речевых нарушений у детей

Многие исследователи, занимающиеся данной проблемой (Л.Г.Соловьева, Б.С.Волкова, Л.М.Шипицина, В.И.Селиверстов), отмечают, что речевые дефекты часто ведут к изменениям в психической сфере, а именно, к появлению таких черт, как: повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности.
Речевое нарушение у ребенка можно рассматривать как нарушение системы информационного взаимодействия со средой. С точки зрения А.В.Сухарева, нарушение осознанных и неосознанных информационных связей человека со средой (как природной, так и социокультурной) могут приводить к социальной, психической и даже биологической дезадаптации человека.
Младшие школьники с речевыми дефектами часто бывают стойко неуспевающими по чтению и письму. Это существенно сказывается на их эмоциональном состоянии: заниженная самооценка и высокий уровень тревожности часто характерны для таких детей.
У подростков нарушения речи могут приводить к формированию стойкой психологической инкапсуляции, что выражается в ограниченности круга общения, трудности в установлении контактов, заниженной самооценке. Это может провоцировать более глубокие нарушения - невротические проявления или аутистические тенденции, обострение акцентуированных черт характера.
При семейной изоляции ребенка с нарушениями речи, как правило, имеется инфантильность, неуверенность в себе, боязнь окружающего мира, пассивная жизненная позиция.
Особенность психотерапии с детьми, проводимой А.В.Сухаревым, заключается в том, что ее скорее можно было бы назвать психотерапевтической педагогикой, поскольку работа проводится в дидактическом ключе, но психотерапевтом с применением игровых, тренинговых методик, направленных на расширение сферы взаимодействия ребенка со средой и сверстниками. Занятия включали в себя также обсуждение музыки (народной и классической), звуков природы, запахов растений, деревьев, моторно-двигательное изображение традиционных мифологических персонажей и образов природы ("Кривды", "ветра", "реки" и др.).
Известно, что среди многих средств психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями особое место занимают формы и приемы игротерапии, в основе которой лежит самый любимый вид их деятельности и общения - игра. Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей дошкольного и младшего школьного

Список литературы

1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. - М.: Знание, 1985
2. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1996 ,№ 3
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Изд-во Академии развития, 1996

Hosted by uCoz